В ритме твичинга

Дата публикации: 16.06.2010

Когда мы с товарищами по команде возвращались с последнего Чемпионата России, я поймал себя на ощущении, что мне чего-то явно не хватает. В первый момент не мог понять, чего именно, но потом осознал, что рука требует спиннинга, и за те без малого сутки, что прошли с момента последнего выхода на воду, она успела соскучиться по ритмичным кистевым движениям, характерным для ловли на воблеры-минноу…

Натвичинговавшиеся
…Я поделился своими ощущениями с другими пассажирами бегущего в сторону Москвы автомобиля, и они единодушно согласились, что за шесть дней, проведенных на акватории чемпионата, мы столько времени уделили рывковой технике, что еще чуть-чуть — и она будет преследовать нас во сне. В общем, натвичинговались почти что до чертиков…

Англоязычное словечко «твичинг»* вошло в наш рыболовный лексикон совсем недавно. Лет шесть-семь назад я стал выделять его среди всех прочих терминов, которыми американцы характеризуют особенности техники спиннинговой ловли. Еще через годик-другой понял, что не зря твичингу в противоположном полушарии уделяют столь большое внимание, и что и в наших краях этот метод прекрасно работает. А потом и вовсе пошел лавинообразный процесс: чем больше я ловил на воблеры класса «минноу»**, используя рывковую технику анимации, тем большим фанатом этих приманок и соответствующего им метода ловли (т.е. как раз твичинга) я становился.


Сейчас в кругах «продвинутых» спиннингистов слово «твичинг» стало вполне обыденным. Большинству оно, правда, знакомо в основном в теории, а не на деле. Но число активно практикующих спиннингистов, для которых твичинг становится реальным средством достижения результата, растет в геометрической прогрессии. Это факт. Если и можно сравнить с чем-то стремительный рост популярности твичинга, так это только с «джиговой революцией», охватившей спиннинговую Россию порядка пяти-шести лет назад.

Если коротко, то под твичингом понимается метод проводки некоторых спиннинговых приманок (в основном — воблеров-минноу), при котором кончиком удилища делаются не сильные, но ритмичные подергивания. В первом приближении все предельно просто. На самом же деле и в технике, и во всем, что с нею так или иначе связано, есть масса неочевидных тонкостей. И чем больше я ловлю этим способом, тем больше в том убеждаюсь.

Это вам не джиг!

В годы «джиговой революции» очень многие освоили новый для себя метод ловли исключительно по тому, как он описан в печатных изданиях. С одной стороны, и книги соответствующие, и журнальные публикации — все это было, и я к тому приложил свою руку. С другой — сам по себе джиг-спиннинг — технически не особо сложный метод ловли. Точнее, так: базовую технику джиггинга легко описать, и по этому самому описанию — освоить. Отсюда — и феерическое победное шествие джиговой ловли по стране.

С минноу и твичингом все оказалось посложнее. И публикаций в прессе на данный момент — минимум, и с техникой все не так тривиально, как может показаться поначалу. Да и извечный вопрос выбора, он ведь, как вы хорошо знаете, и в джиговой ловле многих ставит в тупик («поролон» или «резина»?), а уж с воблерами минноу — тем более. Они ведь, хоть и похожи, но все же такие разные…

Поэтому я бы хотел дать несколько советов начинающим «твичингистам». Если вы не пробовали пока ловить на воблеры класса «минноу», будьте готовы к тому, что мгновенного положительного результата, скорее всего, не будет. Если раз-другой пробовали, но ничего путного из того не вышло, и потому вы закинули эти воблеры на пыльную полку, стоит их оттуда достать — и на одной из ближайших рыбалок с более или менее подходящими условиями вновь пустить их в дело. Условия эти — мелководье с травкой, с апреля по октябрь. Если у вас всего один-два минноу, возможно, это те, которые «не ловят». Есть мнение, и об этом мы поговорим далее, что воблеры-минноу весьма отличны один от другого и по своей «игре», и, что гораздо важнее, по привлекательности для хищника. Наконец, попробуйте поработать над техникой — динамика последовательности «твичей» (потяжек) очень даже влияет на результат.

О пользе классической музыки
Я никогда не замечал в себе особого интереса к музыке вообще и к классике в особенности. Но вот минувшим летом произошло нечто такое, что заставило меня пожалеть о том, что в далекие школьные годы я прогуливал уроки пения.
…Девять часов перелета на «Боинге». На салонном экране идет сначала один снотворный фильм, потом начинается другой такой же. Скукотища — просто жуть! Пытаюсь найти что-то благозвучное, щелкая переключателем каналов радионаушников. В итоге, сам не понимаю почему, останавливаюсь на том канале, где крутят классику. Верди, Бетховен, Бизе, Пуччини… — все по кругу. Прослушал раз пять или шесть, а там и о посадке в Шереметьеве объявили.

На следующее утро случилось то, что обычно и случается в подобных случаях: меня так и подмывало начать насвистывать — то арию из «Кармен», то из «Севильского Цирюльника», то из какой-то еще оперы, названия которой я даже не знаю… Но самое любопытное обнаружилось еще через сутки, когда я приехал за щукой на «жабовник». Забрасываю воблер, начинаю твичинговать и осознаю, что делаю это не так, как прежде, а подстраиваясь под ритмику одной из обосновавшихся где-то в черепной коробке мелодий!

Ну, собственно, и что? — подумал я. А то, что в итоге воблер идет не так, как это бывает, если вести его стандартно-типовым методом, т.е. с одинаковыми короткими «твичами» через равные промежутки времени. Одна мелодия дает что-то типа «точка-точка-тире», другая — «тире-пауза-точка-точка», третья… Короче, «включаешь» внутри себя арию тореадора — получаешь один характер движения воблера, «Лунную сонату» — совсем другой.
Все бы это не заслуживало особого интереса, если бы не влияло на число поклевок. Но ведь влияет, и влияет очень заметно! Если прежде я в данном направлении глубоко не копал, считая, что достаточно двух вариантов в технике твичинга — тот, что помедленнее, и подчеркнуто агрессивный, то теперь набрал такой объем статистики, который позволяет утверждать, что нюансы техники проводки — ее общая ритмика, последовательность коротких и длинных «твичей» — все это в самой значительной мере предопределяет конечный результат — поймаем мы или нет, и если поймаем, то сколько. А музыкальная привязка полезна тем, что позволяет достаточно четко выдерживать ту схему, которая дает большее число поклевок. Если, к примеру, в данное время в данном месте и с данным воблером у вас было два-три щучьих контакта на «Кармен», а другие варианты по «музыкальному сопровождению» не дали сколько-нибудь значимых результатов, то и далее стоит анимировать воблер в том же ритме из оперы Бизе.
Понятно, что классика в таком контексте не особо отличается от «попсы». Но здесь уже каждый вправе выбирать то, что ему ближе. Точь-в-точь как с мелодией звонка мобильного телефона…

В ритме твичинга Автор: К. Кузьмин. Спортивное рыболовство № 02 — 2005г.

Оставить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: